Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Оздоровление и правильное физическое развитие детей – одна из ведущих задач нашего дошкольного образовательного учреждения. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Понятие «здоровье» определяется как его физическое, психические и социальное благополучие. Физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Поэтому целью физического развития в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни, направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребёнка
В систему физкультурно-оздоровительной работы входят:
1. Создание условий.
Для того чтобы создать условия для двигательной активности детей, нами предусмотрены: гибкий режим дня; оборудование для спортивных уголков в группах, участках; спортивный инвентарь (согласно возрастным особенностям детей); условия для самостоятельной двигательной активности детей.
На групповых участках имеются веранды, скамейки, лестницы для лазания, дорожки здоровья. На территории детского сада есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольно - баскетбольная площадка, песочная яма для прыжков в длину, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений.
В группах создана предметно-развивающая среда, включающая зоны двигательно-игровой деятельности: для выполнения основных видов движений: прыжков, метания, подлезания и т.д. что позволяет более эффективно осуществлять индивидуальную работу с детьми.
Воспитателями разработаны: картотеки утренних гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений и т.д.; собрано оборудование физкультурного уголка; приобретены или сделаны атрибуты для организации самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке; должны быть оформлены рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Учитывается индивидуальный режим пробуждения детей после дневного сна.
2. Диагностика физического развития детей.
Диагностика физического развития позволяет получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей; составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его; осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Проводится диспансеризация детей с привлечение врачей детской поликлиники, диагностики физической подготовленности к обучению в школе.
Результаты диагностика физического развития заносятся в паспорт здоровья, который ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
3. Система профилактических и оздоровительных мероприятий.
Предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма (утренняя гимнастика, сон без маек, обширное умывание, контрастное обливание, профилактика плоскостопия, гимнастика после сна, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, точечный массаж, полоскание полости рта, витаминизация 3-его блюда ежедневно, люстра Чижевского, увлажнитель, ионизатор воздуха, использование фитонцидов).
Проводится просветительская работа с целью повышения компетентности педагогов и родителей по формированию у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.
4. Система двигательной деятельности.
Система двигательной деятельности состоит из трех блоков: специально организованное обучение, совместная деятельность взрослых и детей в режимных момента, свободная, самостоятельная деятельность детей.
Они включают в себя утреннюю гимнастику; приём детей на улице в тёплое время года; непрерывно образовательную деятельность по физической культуре; непрерывно образовательную деятельность детей по музыке; двигательную активность на прогулке; физкультуру на улице; подвижные игры; динамические паузы в процессе непрерывно образовательной деятельности; гимнастику после дневного сна; физкультурные досуги, забавы, игры; спортивно-ритмическую гимнастику; игры, хороводы, игровые упражнения.
5. Система рационального питания.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому система рационального питания направлена на выполнение режима питания, калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов, гигиену приёма пищи, индивидуальный подход к детям во время приёма пищи, правильность расстановки мебели.
Наш коллектив постоянно работает над повышением показателей физического развития и здоровья ребенка. Мы постоянно анализируем нашу работу, ставим перед собой новые задачи, перспективы, ищем новые формы работы. Ведь как говорил А. Шопенгауэр «9/10 нашего счастья основано на здоровье», а «Движение — кладовая жизни» (Плутарх).